Какие виды арматуры бывают - AUGUST-DOM.RU

Какие виды арматуры бывают

Какие классы и марки арматуры бывают, их классификация и маркировка

Без арматуры сегодня не обходится ни один крупный строительный объект, на котором используется бетон. Ведь последний, несмотря на высокую прочность, легко повреждается при работе на изгиб и растяжение. Благодаря металлическим прутам этот недостаток устраняется, и набравший достаточную прочность материал способен выдерживать значительные нагрузки всех типов без вреда для себя. Но для каждого строительного объекта подходящим выбором станут разные материалы и, соответственно, разный класс арматуры. В одном случае стоит отдать предпочтение тонкой арматуре одной марки стали, способной без вреда для себя годами работать в агрессивной окружающей среде. А в другом понадобится толстая арматура из другой марки стали. Расскажем об этом.

Зачем используются классы арматуры?

Сегодня изготавливаются металлические пруты, различающиеся между собой по ряду факторов. Чтобы отобразить характеристики материала, являющиеся важнейшими при выборе для конкретного строительного объекта, была разработана специальная классификация арматуры. Опытному строителю или проектировщику достаточно взглянуть на марку материала, чтобы точно узнать всю необходимую информацию:

  • метод изготовления;
  • класс;
  • диаметр;
  • особые свойства.

Точно также, выполняя работы по проектированию или строительству, профессионал может легко представить все нагрузки, какие должен будет выдерживать материал и точно назвать класса арматуры, которые понадобятся для конкретного объекта. Начнем расшифровку с самого начала.

Как изготавливается арматура?

В первую очередь в маркировке арматуры упоминается метод изготовления. Например, в марке А240 литера “А” обозначает, что материал является горячекатаным или же холоднокатаным.

Ещё одна литера – “Ат”. Она обозначает, что вы имеете дело с термоупрочненной арматурой. Её стоимость выше, так как в производстве она сложнее. Сначала прут разогревается до температуры в 1000 градусов по Цельсию, после чего за считанные секунды охлаждается до +500 градусов. Благодаря этому прут обладает куда большей прочностью. Поэтому он находит применение в разных сферах, начиная от строительства, когда на железобетон приходится большая нагрузка, и заканчивая машиностроением и изготовлением мебели.

Также в некоторых случаях встречается литера “В”. Она указывает, что арматура является холоднодеформированной. Кроме того, существует литера “К” – канаты. Это уже другая специализация, но чтобы иметь возможность легко и быстро расшифровать класс, эту литеру также будет полезно запомнить.

Основные виды арматуры

Следующим упоминается сам класс арматурной стали. Всего существует шесть классов:

  • А240;
  • А300;
  • А400;
  • А600;
  • А800;
  • А1000.

Кроме того, в некоторых случаях встречается иное обозначение – А1, А2 … А6. Но это обозначение считается устаревшим – оно применялось в Совестком Союзе и именно его использовал действующий на тот момент ГОСТ. Сегодня большинство производителей и покупателей использует иную классификацию сортамента арматуры.

А240 – единственная марка, которая выпускается с гладким сечением. Её диаметр может колебаться от 6 до 40 миллиметров. Простота изготовления снижает стоимость материала, но его нельзя использовать в качестве основного рабочего – только в качестве вспомогательного, например, при изготовлении каркаса. Гладкая поверхность ухудшает сцепление с бетоном, в результате ухудшая свойства железобетона. Временно может сопротивляться растяжению до 380 мегапаскалей.

Все остальные классы имеют периодическое сечение, то есть, на поверхности находятся ребра, улучшающие качество сцепления с бетоном. Для большей наглядности сведем все их характеристики воедино – таблица позволит легко подобрать подходящий материал, а также понять значение маркировки:

Класс Диаметр, мм Временное сопротивление растяжению, МПа Предел текучести, не менее, МПа
А-2 10—80 500 300
А-3 6—40 600 400
A-4 10—22 900 600
A-5 10—22 1050 800
Aт-4 10—40 900 600
Aт-5 10—40 1000 800
Aт-6 10—22 1200 1000
Aт-7 10—32 1400 1200

Как видите, диаметр может различаться, что позволяет подобрать подходящий материал для каждого конкретного строительного объекта.

Как определить диаметр?

Важнейшим параметром является именно диаметр. От него зависит, какую нагрузку он сможет выдержать, предел тягучести и ряд других. Поэтому при обозначении марки арматуры обязательно указывается её диаметр. Целиком классификация выглядит следующим образом: А200 D30. Именно последнее число, идущее после буквы D или символа Ø показывает толщину прута.

Некоторые дотошные покупатели, выбирая подходящий материал, сверяют его реальную толщину с указанной в паспорте, используя штангенциркуль. Им нередко приходится удивляться серьёзному несоответствию – различие может составлять несколько миллиметров. Однако, стоит учитывать, что при периодическом сечении (то есть, наличии рёбер на пруте) замерить номинальный диаметр невозможно. В узких местах он будет меньше указанного значения, а на ребрах – больше. Поэтому специалисты используют усредненное значение. Его характеристики и указывают в таблицах.

Особые свойства

Также арматуру различают по назначению. В сравнительно редких случаях металлический прут должен иметь ряд свойств, делающих его подходящим для применения. Этого добиваются разными способами – путем добавления специальных примесей в сплав или же особой обработкой. В любом случае, арматура приобретает уникальные характеристики. На наличие особых свойств указывает литера, стоящая в конце кодировки. Обычно встречаются следующие обозначения:

  • С – свариваемая. Обычно при сборке из арматуры каркаса использование сварки крайне нежелательно – перегрев снижает прочность, а кроме того, снижает устойчивость перед коррозией. Но существует специальный металл, в состав которого входят добавки, повышающим его возможность противостоять негативным последствиям;
  • К – устойчивая перед коррозией. Благодаря специальным добавкам (хром, вольфрам и прочие), арматура способна на протяжении многих лет работать не только в условиях повышенной влажности, но и при контакте с агрессивной средой – щелочной, кислой, обладающей повышенным содержанием кислорода;
  • СК – арматура, обладающая обоими вышеперечисленными свойствами. Имеет высокую стоимость, поэтому используется сравнительно редко, только когда обычная не справляется со сложными условиями эксплуатации.

Конечно, на эту продукцию существует специальный ГОСТ, предъявляющий к ней особые требования.

Какая арматура самая популярная?

Опытные специалисты согласятся, что у арматуры А3(А400) есть ряд качеств, делающих её наиболее популярной.

Начать с того, что арматура класса А3 всегда выпускается с рифленой поверхностью, что позволяет использовать её как главный несущий прут в каркасе.

Разные технологии производства позволяют изготовить любые разновидности материала: горячекатаную, холоднокатаную и термически упроченную. Поэтому подобрать именно тот вариант марки стали, которая нужна для выполнения конкретной работы, максимально легко.

Немаловажно, что диапазон диаметров очень велик – выпускаются металлические пруты толщиной от 6 до 40 миллиметров. Так что, использовать их можно как при армировании небольших изделий (ленточный фундамент для гаража или бани), так и при работе с огромными объемами бетона (мосты, тоннели, многоэтажные монолитные здания).

Кроме того, к важным достоинствам материала можно отнести её устойчивость перед высокой влажностью и значительным нагрузкам. Он отличается долговечностью и прочностью.

Возможность загибать пруты под углом до 90 градусов без нагрева упрощает процесс сборки угловых каркасов. Это крайне важно – угловые соединения часто доставляют строителям серьезные проблемы. Загнутая под нужным углом арматура гарантирует надежность и долговечность каркаса даже при серьезных нагрузках.

В настоящее время, при гражданском и промышленном строительстве монолитных сооружений, все больше предпочтения отдают арматуре класса А500С, благодаря её высокой прочности, свойству сваривания и способности выдерживать любые типы нагрузок.

Теперь вы можете легко ориентироваться в разработанной для арматуры классификации, знаете об основных свойствах этого ценного строительного материала, а значит, без особых проблем подберете именно ту продукцию, которая станет лучшим вариантом для конкретного объекта. Не придется переплачивать при покупке материала или жертвовать надежностью возводимой конструкции.

Арматура. Виды и применение. Плюсы и минусы. Особенности

Арматура – стальной или композитный материал, применяемый для сборки армирующего каркаса бетонных изделий и кладки стен. Ее применение позволяет увеличить жесткость и прочность конструкции до уровня необходимого для удержания проектной нагрузки строения. Она производится в виде стержней или сварных сеток.

Назначение арматуры
Армирование является неотъемлемым технологическим процессом при работе с бетоном. Закладка арматуры выполняется при строительстве:
  • Железобетонных изделий (плиты, столбы, кольца, блоки).
  • Фундаментов.
  • Стеновой кладки.
  • Мостов.
  • Дамб.

Наличие арматуры в бетоне позволяет предотвратить его растрескивание под нагрузкой, снизить уровень температурного расширения, деформацию. Она предотвращает рассыпание бетона, вываливание из него крупных включений. На нее ложится преобладающая часть нагрузки.

Виды арматуры по материалу изготовления
Современные строительные нормы подразумевают применение двух видов арматуры:
  1. Стальная.
  2. Композитная.

Также при работе с бетоном возможно использование деревянной арматуры в виде бамбуковых жердей или реек. Однако использование подобного материала возможно исключительно в гражданском строительстве. Стоит отметить, что армирование деревянными элементами применяется только при возведении межкомнатных перегородок, но никак не фундаментов, перекрытий или т.п. конструкций.

Металлическая арматура является изделием металлопроката. Она изготавливается из стали различных сортов, определяющих порог ее прочности и стойкости к агрессивной среде. Также ее делают из нержавеющих сплавов.

В составе композитной арматуры нет металла. Она состоит из базальтовых, стекловолоконных или углеродных волокон. Это достаточно специфический материал, имеющий ряд ограничений в применении. Это делает его менее универсальным и распространенным, чем стальных аналогов.

Отличия между стальной и композитной арматурой

Оба материала имеют свои преимущества и недостатки. Однако нельзя однозначно утверждать, какой из них лучше. В одних случаях предпочтительней использовать металлопрокат, а в прочих композитную арматуру. Выбор в пользу одного из материалов может осуществляться только после точных проектных расчетов.

К достоинствам стальной арматуры можно отнести:
  • Может соединяться путем сварки.
  • Подходит для применения при строительстве домов высотой более 3-х этажей.
  • При сгибе сохраняет форму, не создавая напряжения в сторону разгибания.
  • Хорошо удерживает конструкцию относительно воздействия на прогиб, что позволяет ей армировать межэтажные перекрытия, столбы.
  • Имеет токопроводность, что позволяет ее использовать в системах заземления.
Что касается достоинств композитной арматуры, то они следующие:
  • Невысокая стоимость.
  • Устойчивость к коррозии.
  • Низкая теплопроводность.
  • Диэлектрические качества.
  • Простота перевозки.
  • Низкая масса.
  • Высокая удельная прочность.

На первый взгляд, ориентируясь по преимуществам, можно прийти к выводу, что композитная арматура предпочтительней стальной. Однако она имеет ряд недостатков. В первую очередь она не может использоваться для армирования перекрытий. Это материал сугубо для фундаментов и укрепления кладки стен. При этом его не рекомендовано использовать для армирования углов кладки. Дело в том, что при укладке стержней те должны сгибаться под прямым углом. При перегибе стальной арматуры та сохранит форму и будет работать как нужно. Композитная же сохранит напряжение, поэтому нужного эксплуатационного уровня не достигнет. При необходимости сэкономить выходом из ситуации может сталь комбинирование двух материалов.

У композитной арматуры одновременно сочетаются высокая удельная прочность и низкая жесткость, что не позволяет ее использовать в столь широком поле, как изделия из металла. Однако она дешевле, легче, может скручиваться в бухты. Это облегчает транспортировку и делает ее весьма востребованной в частном строительстве. Кроме этого она легко режется болгаркой, ножовкой по металлу.

Стальная арматура

Сечение стальной арматуры может быть гладким круглым, круглым с рельефом и квадратным. Согласно ГОСТ ее диаметр может составить от 6 до 80 мм. Также производители могут предлагать более тонкие изделия, изготовленные по ТУ. Они используются не для строительства по СНиП, а, к примеру, армирования бетонных памятников, заборов, скамеек.

Ассортимент арматуры из стали очень обширный. Изделия отличаются между собой по форме сечения и составу металла. Это позволяет использовать для конкретных целей сугубо оптимальный материал.

По способу ориентирования в конструкцию стальную арматуру разделяют на 2 вида:
  1. Поперечная.
  2. Продольная.

Поперечная арматура препятствует образованию наклонных трещин. Она связывает бетон в сжатой зоне с арматурой в растянутой зоне. Продольная обеспечивает устойчивость бетона к воздействию на сжатие и растяжение. Она препятствует продольному растрескиванию.

В зависимости от рельефа поверхности и механических качеств осуществляется классификация стальной арматуры на виды:
  • АI (А240);
  • АII (А300);
  • АIII (А400);
  • АIV (А600);
  • АV (А800).

Это наиболее распространенные классы арматуры, применение которых позволяет обеспечить соответствие строения действующим строительным нормам. Также бывают классы не описанные в ГОСТ, которые делаются по ТУ. Такой металлопрокат дешевле и производится для использования в частном строительстве, где строения не проходят сертификацию.

Арматура АI (А240) производится диаметром от 6 до 40 мм. Уровень ее сопротивления разрыву составляется 373 МПа. Относительное удлинение стержня после момента разрыва не превышает 25%. Она имеет гладкий профиль без рельефа для улучшения сцепляемости в бетоне.

АII (А 300) делается диаметром 10-80 мм. Ее временное сопротивление разрыву выше и составляет 490 МПа. Уровень относительного удлинения 19%.

АIII (А400) производится сечением 10-40 мм, кроме диаметров 33, 34 и 35 мм. Уровень ее сопротивления разрыву равен 441 МПа, что делает ее менее прочной, чем АII (А 300). Показатель ее относительного удлинения идентичен с АI (А240) и равен 25%. У данной арматуры круглое сечение с рифленой поверхностью. Это обеспечивает более высокий уровень сцепляемости с бетоном. Она является самой востребованной для изготовления железобетонных изделий. Ее производство осуществляется из нескольких разновидностей стали, поэтому изделия имеют между собой существенные технические отличия.

АIV (А600) представлена образцами толщиной от 6 до 40 мм. Величина ее временного сопротивления доходит до 883 МПа, а уровень растяжения 6%.

АV (А800) является самой прочной. Уровень ее сопротивления разрыву составляется 1030 МПа. Относительное удлинение стержня после момента разрыва не превышает 7%. Это горячекатаная арматура с рифленой поверхностью. Для увеличения прочности она проходит дополнительную термическую обработку, обеспечивающую стабилизацию металла.

Композитная
Под названием композитная подразумевается несколько разновидностей неметаллической арматуры:
  • Базальтовая АБП.
  • Стеклопластиковая АЦП.
  • Углепластиковая АУП.
  • Комбинированная АКК.

В основном встречается применение композитной арматуры в частном строительстве, а также при возведении малоэтажных построек. Ее можно закладывать в фундаменты, стены, отмостки, дорожное полотно, стяжку пола. То есть, под бетоном армированным композитным материалом должна находится опора. Если же ее не будет, как в случае с межэтажным перекрытием, то конструкция со временем начнет провисать.

При работе с композитным материалом сборка каркаса выполняется путем связывания, а не сварки. Это не позволяет достигнуть высокого уровня прочности и монолитности.

Арматура бывает различных диаметров. От ее толщины зависит возможная сфера использования:

  • 4 мм – кладка стен.
  • 6 мм – фундаменты малой нагруженности ( заборы, легкие сараи, гаражи).
  • 8 мм – фундаменты одноэтажных домов.
  • 10 мм – фундамент двухэтажных коттеджей.
  • 12 мм – фундамент трехэтажных построек.

Стоит отметить, что при наличии точного расчета проектной нагрузки допускается использование композитной арматуры для возведения перекрытий. Однако для этого требуется соблюдения ряда условий, что в значительной доле построек невозможно. Это и вынуждает пользоваться стальным каркасом.

Способы применения арматуры

Для обеспечения оптимальной работы армирующего каркаса требуется его правильная сборка. В противном случае он не получит требуемой жесткости, а также необходимой сочетаемости с материалами. Так при заливке фундаментов выполняется увязка или сварка каркаса из арматуры прутами продольного и поперечного направления. Их соединение между собой преимущественно выполняется с помощью проволоки. При работе с композитной арматуры допускается использование нейлоновых хомутов, и только на отдельных конструкциях, к примеру, заборах.

Для армирования бетонной стяжки пола оптимально использовать арматуру сетку. Она обладает меньшей прочностью, но достаточной для подобного применения. Ее использование сопровождается упрощенным монтажом.

Для армирования кладки стен обычно применяется арматура в виде сетки из композитного волокна или стали. Малая толщина сетки позволяет ее укладывать в слой кладочного раствора.

При кладке некоторых видов строительных блоков возможно армирование арматурой в виде прутов. В таком случае под них требуется подготовка штробы. Стержни укладываются в слой кладочного раствора.

Классификация арматуры: виды, классы и группы

Стальная арматура выполняет в строительство огромное количество задач, иногда даже противоположных, но больше всего она получила востребованность в сооружении железобетонных конструкций. При кажущейся однообразности арматурных стержней они сильно отличаются по конструктивным особенностям, потому что для каждой бетонной конструкции предназначаются свои виды арматуры.

Классификация

В строительстве существует огромное количество операций, где присутствие арматуры обязательно. Все процессы разные, каждому предъявляются свои требования. Поэтому даже профессионалы не всегда могут сказать, где и какая арматура должна использоваться. Поэтому и была проведена классификация арматурных стержней, цель которой – упростить выбор и провести унификацию продукции.

Стальная арматура делится на классы в зависимости от разных параметров.

  1. По технологии изготовления она относится к категориям горячекатаной, холоднодеформированной и катаной.
  2. По типу профиля: рифленая и гладкая. К первой относятся классы А2, А3, А4 и А5, ко второй А1.
  3. По эксплуатационным условиям: напрягаемая и ненапрягаемая. В первом случае сооружения каркаса или армирующей сетки арматуру натягивают, заливают бетоном, а после его высыхания освобождают. Происходит сжатие стали, которая сжимает и бетонную конструкцию.
  4. По ориентации в арматурных каркасах она может быть продольной или поперечной. В продольных рядах арматурные стержни класса А1 устанавливать не рекомендуется. И подвергать ее сварке нельзя.

Отдельно в классификации стоит разделение по химическому составу металла (стали). Три позиции:

  1. В основе лежит класс прочности. Он разделяется на несколько позиций. Существует разные обозначения типов арматуры, поэтому иногда потребители путаются. К примеру, класс А1, он же АI или А240. Соответственно А2-AII-А300; А3-АIII-А400; А4-АIV-А500; А5-АV-А600 и так далее.
  2. Производители выпускают термически упрочненную арматуру, в маркировку которой входит буква «т». Здесь шесть классов. Ат400, Ат500, Ат600, Ат800, Ат1000, Ат1200. Если просто, то в процессе производства арматурных стержней при горячей деформации производят дополнительное быстрое охлаждение, за счет чего увеличиваются прочностные характеристики металла.
  3. По степени окисления: СП – спокойная, КП – кипящая, ПС – полуспокойная. В основе разделения лежит технология производства. К примеру, кипящая сталь получила название, потому что в процессе заливки из нее бурно выделяются газы, она кипит. Это самая низкосортная сталь за счет образования внутри большого количества пор от выделяющегося газа. Из трех групп при сооружении арматурных каркасов и сеток лучше выбирать спокойную.

При выборе обращайте внимание на арматурные классы. Они определяют в какую конструкцию какую арматуру надо укладывать. По классам четко проведено разделение основных параметров и характеристик стального профиля. А именно диаметра, предела прочности на разрыв и исходного материала, из которого изделие выпускается. Ниже приведена упрощенная таблица, в которой параметры разбросаны в зависимости от класса арматурных стержней.

Различия классов

В строительной сфере существует такой термин, как монтажная арматура. К этой группе относится класс А1 (старая маркировка, от которой сегодня отходят, применяя А240). Монтажную разновидность можно использовать только в ненагружаемых сооружениях. Устанавливать ее в армирующие каркасы несущих конструкций запрещено. Чаще всего ее и подвергают сварке.

А300 и А400 сегодня используют в несущих конструкциях гражданского и промышленного строительства. Это распространенные типы арматуры, применяемые повсеместно.

И еще один момент, все, что касается классов от 1 до 4, относится к строительной арматуре. Более высокие классы считаются промышленными.

Дополнительная маркировка

Производители в маркировке арматурных стержней указывают буквами дополнительные свойства и качества изделия. К примеру:

  • буква «К» обозначает, что прутки были обработаны антикоррозийными составами;
  • «С» — свариваемая арматура.

Обозначения ставят после цифрового показателя текучести стали в МПа. Для примера марка А300С – горячекатаная арматура с пределом текучести 300 МПа, которую можно использовать для сварки. Буква «А» обозначает, что стальные прутки относятся к категории горячекатаной. В маркировке холоднодеформированной арматуры ставится буква «В», катаная – буква «К».

Подвергать сварке можно только тип с обозначением «С». В арматурных каркасах, которые будут использованы для несущих конструкций из бетона, применяют стандартный материал. Здесь сварка не используется, а элементы каркаса соединяются вязальной проволокой. Прочность соединения не вызывает сомнения, при этом проволока дает возможность стержням свободно перемещаться относительно друг друга в пределах 1-2 мм. Подвижность элементов каркаса не нагружает стыки в процессе заливки и схватывания бетона.

Форма профиля

У класса А240 профиль в виде гладкого стержня. Остальные имеют рифленую поверхность, в которых рисунок выступов разный. Сегодня производители пускают в основном три рисунка:

  1. Кольцевой, выпускаемый по ГОТС 57-81. Это старый советский стандарт, соответственно большинство отечественных производителей выпускают этот тип арматуры.
  2. Серповидный. Пришел он с запада, на рынке стержни с таким рисунком присутствуют, даже некоторые отечественные заводы предлагают данный тип арматуры. Сегодня заводы стран СНГ решают задачи вхождения на мировые рынки с учетом требований мировых стандартов. А серповидный профиль – мировой стандарт.
  3. Смешанный. Это новый подход к решению задачи, связанной с повышением прочности конструкций из бетона. Используют профиль только для стержней выше А500.

Композитная арматура для бетона

Сегодня главное разделение арматурных стержней производится по материалу, из которого они изготавливаются. Два вида:

  • стальная;
  • композитная.

Второй вид – современное изделие, которое изготавливается из волокон разного происхождения, заливаемых связующими полимерными составами. Используется три вида волокон: стекловидные, базальтовые и углеродные. Соответственно сама арматура называется стеклопластиковой, базальтопластиковой и углепластиковой.

Стеклопластиковая арматура используется в строительстве чаще. У нее высокая прочность и небольшой удельный вес. Главное преимущество – высокий предел прочности на разрушение. Показатель в 2,5 раза выше, чем у стали. Поэтому равная замена стальной на композитную в зависимости от нагрузок определяется меньшим диаметром: сталь – 6 мм, стеклопластик 3, 57 мм (внутренний диаметр).

Базальтопластиковая и углепластиковая разновидности отличаются повышенной стойкостью к агрессивным средам. Стоят они дороже первого вида, поэтому арматура из стеклянных волокон применяется в строительных операциях чаще. У композитного материала низкая огнестойкость. Пластик начинает плавиться при температуре +160С.

Используют композитные арматурные стержни в сооружении фундаментов и других несущих конструкций редко. Допускается применение, если фундамент из бетона заливается на прочную основу, которая сама сможет выдержать большие нагрузки. Чаще композитные модели используют для армирования кирпичной кладки, в качестве каркаса для бетонных труб и других ненагружаемых изделий, как сетки для обшивки стен и других поверхностей. Основное применение они нашли в цементных стяжках. Их укладывают в виде сетки, связывая элементы вязальной проволокой. По понятным причинам сварке такой материал не подлежит.

Заключение по теме

Виды арматуры, обозначенные выше, это классификация, которая делает удобным точный подбор материала под необходимые требования сооружаемых конструкций или железобетонных изделий. Поэтому важно разобраться в типах и видах арматурных стержней, особенно по чисто внешнему виду. Он дает возможность определить, к какому классу выбираемый материал относится. А внешних различий, как было обозначено выше, много. Здесь не только вид профиля, но даже диаметр прутков. Все остальные параметры можно узнать в сертификате качества, выдаваемого на каждую партию продукции.

Классификация строительной арматуры: виды, назначение, применение

Виды и классы арматуры

Конструкция из бетона в обязательном порядке содержит армирующий каркас. Для формирования железобетонных конструкций, придания им прочности и компенсации напряжения используют арматурную сталь.

Арматура – стальные пруты, которые компенсируют растягивающие напряжения в бетонной конструкции и создают в них прочный армирующий каркас.

Общая классификация арматуры

Сфера строительных материалов включает большое разнообразие материалов. Для унификации работы с ними введены специальные классификации.

Класс арматурной стали – маркировка, которая содержит информацию о прочностных характеристиках и допустимых вариантах использования материалов. Маркировка производится по государственному стандарту с применением комбинации букв и цифр.

Выделяют 3 основных класса арматуры:

Выделяют 3 основных класса арматуры:

  • А – стержневая для основного каркаса;
  • Вр – проволочная для фиксации основных элементов между собой;
  • К – канатная, применяется в промышленных условиях для изготовления железобетонных конструкций

Таблица арматурных классов

Классы арматуры по маркам и видам

Углеродистая сталь включает, в основном, железо и углерод. Это положительно сказывается на прочностных характеристиках стали, но также служит причиной хрупкости при изломе и трудностей при работе со сваркой.

Легированная сталь включает добавки из хрома, марганца и других химических элементов. В зависимости от их пропорций улучшаются основные характеристики металла: прочность, упругость, противостояние коррозии и т.д.

Виды арматуры по назначению

Виды арматуры по применению

Классификация арматуры по прочности

Разделение арматуры по прочности связано с пределом текучести. Ранее применявшаяся классификация А1-А6 не отражала этого показателя в своем названии. Современные классы включают указание на прочностные характеристики в цифре, которая следует за маркировкой А.

Значения 240, 300, 400 и т.д. содержат данные о предельных прочностных характеристиках в Н/мм2. Указана предельная нагрузка, превышение которой приводит к деформации и разрушению конструкции.

Чем больше цифра в классе, тем прочнее стержень.

Изделия с маркировкой ниже 600 применяются при армировании сборных конструкций. Сооружения с большой напряженностью бетона требуют использования арматуры более высоких классов.

  • А240 – с гладкой поверхностью и наименьшим пределом прочности. Не допускается ее использование в качестве рабочей. Применяется как вспомогательный элемент для сдерживания основных стержней. Обладает хорошей устойчивостью к морозам, подлежит сварке;
  • А300 – допускается для рабочего армирования в частном малоэтажном строительстве, имеет кольцевой профиль по поверхности;
  • А400, А500 – наиболее распространены при армировании напряженных конструкций в частном и высотном строительстве;
  • А600 – используется для конструкций с предварительным напряжением. Основная сфера применения – многоэтажное строительство, промышленное производство;
  • А800, А1000 – наиболее прочные из всех типов. Применяются в высотных и многопролетных конструкциях (небоскребы, мосты, тоннели и т.д.).

Типы арматуры по ориентации в конструкции

Виды арматуры по типу профиля

Типы арматуры по способу изготовления

Горячекатаная арматура

Стрежневой прокат данного вида производят из стальных блюмов прямоугольного сечения. Заготовку нагревают до пластичного состояния металла, прогоняют через прокат для получения необходимого сечения и остужают.

Горячекатаная арматура имеет более высокие прочностные характеристики и применяется в тех элементах конструкции, которые подвергаются наибольшему растяжению.

Изготавливается по ГОСТ 5781-82 .

Холоднодеформированная арматура

Необходимое сечение и форма стержня достигается без нагрева металла, а путем его механической обработки. Визуально арматура этого вида имеет характерный блеск на поверхности металла.

Этот вид легко поддается сварочным работам и достаточно устойчив к коррозии. В зависимости от сечения его можно использовать для армирования железобетона. Но привлекательный внешний вид делает основной сферой применения изготовление изделий, где арматура остается «на виду» (беседки, навесы и другие малые архитектурные формы).

Дополнительная маркировка арматурных прутьев

Дополнительные обозначения ставятся после указания предела текучести.

Пример: А300С – это арматура, полученная горячекатаным методом, с пределом текучести 300 МПа и предназначенная для сварочных работ.

Основное о маркировке арматуры

Основная информация о металлопрокате и арматуре содержится буквенно-числовом обозначении класса, которое показывает:

  • марку арматуры;
  • ее общее назначение;
  • прочностные показатели.

Дополнительные обозначения указывают на возможность проведения сварки, обработку изделий термическим способом, антикоррозийными составами и другие нюансы.

При выборе изделий для армирования бетона необходимо учитывать их ориентацию в конструкции, тип профиля и вид стали, использованный при изготовлении арматуры.

Правильно подобранные элементы работают на повышение прочности бетонных конструкций, удерживают их от разрушений и повышают эксплуатационные характеристики всего сооружения.

Где получить подробную консультацию по видам и типам арматуры

Металлобаза «СтальСервис» реализует черный металлопрокат в Новокузнецке и на территории юга Кузбасса. В ассортименте компании представлена арматура из стали и стальных сплавов по ГОСТам, предназначенная для различных работ, включая армирование железобетонных конструкций. Поставщики компании – ведущие металлургические заводы России.

Опытные консультанты помогут выбрать подходящий вид и диаметр арматуры под конкретные задачи клиента и оформят заказ. Металлобаза предоставляет услуги бесплатной доставки приобретенной продукции на автомашинах грузоподъемностью 3 и 5 т с возможностью использования автокрана для погрузки/выгрузки металлопроката. Услуга доступна для городов Новокузнецк, Мыски, Междуреченск, Кемерово, Прокопьевск и других населенных пунктов на юге Кузбасса.

Для удобства клиентов мы также предлагаем дополнительные услуги по гибке и резке металлов.

Для заказа или получения бесплатной консультации по классификации и применению строительной арматуры звоните +7 (983) 227 8888. Мы с радостью поможем в любых ваших вопросах!

Классификация и маркировка арматуры по ГОСТу

В разных видах железобетонных изделий применяются различные виды стальных арматурных прутков. Их состав может меняться в зависимости от задач, под которые отливаются ж/б изделия, и для облегчения работы как проектировщиков, так и непосредственных исполнителей, создана классификация арматуры.

  1. Что означает класс арматуры?
  2. Маркировка цветом
  3. Дополнительные обозначения

Что означает класс арматуры?

Исходя из того, что сама суть железобетона – сочетание арматурного каркаса внутри с бетонной заливкой, изделия разной формы и с разной ложащейся на них нагрузкой должны в качестве армирования использовать и разные по сечению и составу арматурные прутки. Классификация арматуры – путь для унификации и упрощения процессов изготовления железобетона.

Для облегчения ориентирования в видах арматуры существуют таблицы классов, благодаря которым и осуществляется подбор нужного по сечению и состава металла прутка.

Основные параметры, указываемые в таблицах:

  • Вес (масса)
  • Предел применяемого диаметра
  • Нагрузка и сопротивление, которое может выдержать пруток
  • Принципиальная возможность встраивания в напряжённые детали конструкции
  • Относительное удлинение
Класс Диаметр прутка, мм Временное сопротивление на разрыв, МПа Относительное удлинение, % Марка стали
АI (А240) 6-40 373 25 Ст3кп, Ст3кс, Ст3сп
АII (А300) 10-40,
40-80
490 19 Ст5сп,Ст5пс,
18Г2с
АII (Ас300) 10-32,
(36-40)
441 25 10ГТ
АIII (А400) 6-22,
6-40
590 14 35Гс, 25Г2с,
32Г2Рпс
АIV (А600) (6-8),10-18, 10-32,
(36-40)
883 6 80С,
20ХГ2Ц
АV (А800) (6-8),
10-32,
36-40
1030 7 23ХГ2Ц

Обратите внимание на первую (левую) колонку. В ней приведены старые и новые обозначения. Первое означает ещё советский ГОСТ 5781-75 (который, тем не менее, можно сплошь и рядом встретить в справочниках). Чтобы не быть дезориентированным, нужно знать соответствие старых ГОСТов и обновленных. В скобках указаны числовые и буквенные значения по действующему ГОСТ 34028-2016.

Рассмотрим представленные маркированные образцы более подробно:

  • А 240 – гладкопрофильная арматура класса А1, не имеющая по внешнему краю рифлёных зацепов в виде «спирали» или «ёлочки» с продольной гранью. Такой гладкий профиль идёт для изготовления ненапряжённых арматурных сеток в изделия из ж/бетона, не предназначенных для несущих конструкций, либо в качестве хомутов. Сцепление с бетоном у них слабое, прочность низкая.

В основном такую арматуру используют при армировании штукатурки в стенах, когда штукатурный раствор набрасывают кельмой и потом выравнивают предназначенными для этого инструментами, и в при заливке стяжек пола. Кроме того, гладкая арматура может применяться как толстая проволока для связки крупногабаритных металлоконструкций – ибо только такие прутки в роли скрепляемой проволоки могут надёжно зафиксировать каркасы, сделанные из профиля диаметром 40 и более мм.

  • А300 и Ас300 арматура 2-го класса. Имеет рифлёный профиль, с диаметром прутка, начинающимся с 10 и заканчивающимся 80 мм. Сцепляемость с бетоном выше. Применение – при возведении малоэтажных домов (с количеством этажей не выше 3-х).
  • А400, или AIII – арматура 3-го класса. Самый популярный профиль, который может использоваться в капитальном (в т. ч. и многоэтажном) строительстве и для решения почти всех строительных задач. Имеет уникальное сочетание сопротивления напряжениям и прочности, на поверхности всегда есть рифление. Долговечна, прочна, а по стоимости лишь ненамного превышает стоимость марки а1и а2(А 240 , А 300 и Ас 300). А3 — это горячекатанный профиль с периодической поверхностью.
  • А600 Рифлёная арматура 4 класса. Имеет несколько большие характеристики по прочности и сопротивлению напряжениям, чем у А 400, и в составе металла есть легирующие добавки, повышающие долговечность арматурных конструкций внутри железобетона, или другой показатель содержания углерода. Такие стержни в арматурную сетку скрепляются сваркой. А600 в основном идёт в опорные блоки или плиты фундаментов, как более прочная и долговечная.

Арматуры V и VI классов в гражданском строительстве практически не применяются, и идут в основном для строительства больших гидротехнический сооружений, ВВП аэродромов, принимающих крупнотоннажные воздушные судна, дамбы для больших водохранилищ и других стратегических объектов.

Основные типы профилей (кроме класса А 240, гладкого и не нуждающегося в представлении): а) кольцевой; б) серповидный двухсторонний; в) серповидный четырехсторонний

Маркировка цветом

Условные обозначения арматуры могут выделяться также цветом торцов – его наносят на заводе-изготовителе при отгрузке партий потребителям. Для подобных обозначений также есть таблица классификации, в которой маркировка арматуры может быть представлена графой «цвет торца» есть и соответствующая ей и марке стали графа «число поперечных рёбер между маркировочными знаками»:

Класс стержней Цветная (окрашенная) маркировка концов стержней Число поперечных рёбер между знаками маркировки
А III 3
Ат III Белый 3
А 500с Белый и синий 1
А-IV Красный 4
Ат-IV Жёлтый 4
Ат-IVc Жёлтый и белый 4
Ат-IVк Жёлтый и красный 4
А-V Красный и зелёный 5
Ат-V Зелёный 5
Ат-Vк Зелёный и красный 5
А-VI Красный и синий 6
Ат-VI Синий 6
Ат-VIк Синий и красный 6
Ат-VII Чёрный 7

Как дополнительная графа в таблицах может проставляться и такой параметр, как «испытание на изгиб в холодном состоянии.

Дополнительные обозначения

В арматурной стали могут находиться легирующие или иные добавки, которые добавляют металлу прочность, способность к сварке и другие физические свойства.

  • Г – марганец
  • Х – хром
  • Д – медь
  • А – азот
  • С – кремний
  • Н – никель
  • Ф – ванадий
  • П – фосфор

Эти обозначения не проставляются, если содержание компонента меньше 0, 3%. Если цифры стоят после букв – это означает, что содержание соответствующего компонента в металле более 1%. На примере арматуры 25Г2С можно узнать, что она содержит марганец в виде легирующей добавки и для её монтажа рекомендуется применять сварку. Изделия из такой арматурной стали имеют 3-й класс прочности, в каркасные конструкции соединяются сваркой.

Маркировка строительной арматуры производится буквами кириллического алфавита и цифрами. Добавление к численному индексу буквы С означает, что конструкция из таких прутков монтируется при помощи сварки. Как, например, прокат класса А500С по ГОСТ Р 52544-2006. И по маркировке арматуры А500С уже видно, какой класс – А I или А III она обозначает. Добавление же к числовой маркировке после класса буквы К означает, что сталь стойкая к коррозии. Повышение такой стойкости обычно обеспечивается добавлением в состав стали цинка, или она оцинковывается снаружи во время прокатки прутка. Ведь при том, что хотя арматура в массиве железобетона защищена от внешних атмосферных воздействий, в целом железобетон проницаем для влаги, с её медленной инфильтрацией через микропоры материала. Цинк же обеспечивает большую долговечность арматурного каркаса внутри изделий.

Числа 240, 300, 400 и т. д. после буквенного символа означают предел текучести материала арматуры в ньютонах на 1 мм 2 – что равно уровню прочности.

Наличие буквы Т в металлопрокате означает его закалку. Пример: Ат400Кс – «термически упрочнённая, с классом прочности 400 (A III), скрепляемая сваркой и стойкая к коррозии». Кроме того, проектировщик, увидев такую букву в маркировке, уже представляет себе как метод изготовления такой арматуры (быстрый нагрев до 1000⁰С и затем столь же быстрое охлаждение до 500 градусов, после чего металл остывает до нормальных значений температуры естественным путём), так и её возможности в плане прочности при тех или иных экстремальных ситуациях. А если в буквенно-цифровом ряде наличествует буква В, это говорит о том, что он упрочнялся методом вытягивания, при котором снимались излишние напряжения на разрыв.

В таблицах можно увидеть такой показатель, как диаметр прутков. От него зависит вес одного погонного метра арматуры.

Самые массовые размеры диаметра в гражданском строительстве – от 6 до 40 мм. Всё что выше, применяется в основном при возведении специальных объектов, и доля такой арматуры в общем ассортименте относительно невелика. И выпускают её по предварительному заказу.

Таким образом, при виде маркировки строительной арматуры можно сразу узнать такие её параметры, как линейные размеры (в первую очередь диаметр); особые физические свойства стали, из которой она получена; метод изготовления – получена при помощи холодной или горячей прокатки; класс материала прутка.

А проектируя строительный объект или уже строя его, зная все тонкости классификации, можно уже получить представление о нагрузках, которые должен и может вынести каждый конкретный строительный элемент.

  • Высота поперечного выступа – высота продольного, вдоль всего прутка, гребня, который является самой высокой точкой на рифлении.
  • Шаг поперечного выступа – характеризует расстояние, на котором расположения два соседних рифления.
  • Угол наклона поперечного выступа – угол между продольной осью и поперечным выступом.

Доставка арматуры потребителю может производиться в бухтах (при небольшом диаметре) или в виде связки прямолинейных прутков.

Арматура в строительстве: виды, свойства

Арматура в строительстве: виды, свойства

© ООО «СтройПартнер» 2009-2018

Адрес: 119071 , г. Москва , 2-й Донской проезд, д. 4 стр. 1

Особенности, свойства, разновидности строительной арматуры

Строительная арматура представляет собой стальные стержни, которые в процессе строительства соединяют в каркас, способствующий созданию прочности всех элементов здания.

Это, чаще всего, вспомогательная конструкция, которая помогает распределить нагрузки, увеличить несущую способность конструкции. Применяется в строительстве железобетонных зданий и в устройстве фундамента.

Усиливает свойства бетона, не дает ему растрескаться. Обладает всеми требуемыми свойствами: прочность, пластичность, морозо- и жароустойчивость, коррозийная устойчивость.

Стальная арматура бывает горячекатаная стержневая и холоднокатаная (холоднотянутая) проволочная. Наиболее широко применима горячекатаная стержневая арматура, имеющая вид длинного стержня с гладким или периодическим профилем (другими словами, с гладкой или ребристой поверхностью).

Арматура периодического профиля пользуется большим спросом, т.к. имеет лучшее соприкосновение с бетоном. Однако периодический профиль является источником определенных концентраторов напряжений и снижает прочность стали. Поэтому, если не требуется сцепление с бетоном, используют материал с гладкой поверхностью. Стержни выпускают диаметром от 6 до 40 мм.

Стержневая арматура изготавливается из легированной стали. Это означает, что сталь для усиления прочности легируется (сплавляется) кремнием и марганцем. Иногда добавляют хром и титан.

Легирование производится путем введения в расплав дополнительных веществ, улучшающих физико-механические свойства стали. Так добиваются особой прочности металлических изделий, устойчивости к коррозии, износостойкости. При изготовлении каркаса стержни арматуры сваривают или соединяют путем вязки, при помощи вязальной проволоки.

Холоднотянутая проволочная арматура имеет диаметр от 3 до 12 мм. Изготавливается из низкоуглеродистой стали (обычная арматурная проволока: класс В-I) или из углеродистой стали (высокопрочная проволока класса В-II). Также бывают гладкие и рифленые (класс Вр-I или Вр-II). Проволоку класса В- I применяют для ненапрягаемой арматуры. Класс В-II – для напрягаемой. Высокопрочная проволочная арматура – качественный товар, однако менее востребован, нежели стальные стержни. Во-первых, стоимость проволоки выше. Во-вторых, она требует применения сверхпрочного, высококачественного бетона.

Еще одним видом арматуры являются канаты, которые скручивают из нескольких (2-19) проволок с гладкой поверхностью. Наиболее ходовые – семипроволочные, изготавливаемые путем свивки по спирали шести проволок диаметром от 1,5 до 5 мм вокруг прямолинейной центральной проволоки.

В чем разница горячекатаной и холоднокатаной стали?

Оба вида на начальном этапе изготавливаются методом горячей катки. Горячекатаный стальной лист раскраивают на части. Заготовки для холоднокатаного стального материала подвергаются травлению, а потом проходят холодную прокатку. Таким образом, они имеют более долгий процесс изготовления. По толщине не бывают больше 5мм. Однако считаются более качественными. Но и стоят дороже горячекатаных. В свою очередь горячекатаные имеют свои плюсы. Помимо более низкой стоимости, они наименее подвержены коррозии.

Как отдельный вид строительной арматуры можно выделить жесткую (несущую, монтажную) арматуру, являющуюся частью конструкции железобетона. К этому виду относится двутавр (сечение буквой «Н»), швеллер и уголок. Двутавр применяется в устройстве перекрытий и конструкций для мостов. Швеллер, имеющий П-образную форму, применяется в качестве опорных элементов, как часть железобетонной конструкции.

Существует также неметаллическая композитная арматура. Она изготавливается из стеклянных (стеклопластиковая композитная арматура), углеродных (углепластиковая)и базальтовых (базальтопластиковая) волокон и пропитывается термореактивным связующим. Композитная арматура используется для тех же целей, что и металлическая. Помимо этого, ее широко применяют в зимний период.

В это время в растворы добавляют противоморозные вещества и ускорители затвердения, которые вызывают коррозию металла. Преимущества композитной арматуры в маленьком весе, низкой теплопроводности, отличных антикоррозийных свойствах.

Недостатками являются меньшая упругость, низкая устойчивость к высоким температурам (свыше 600 °), невозможность сварки. Каждый из видов арматуры наилучшим образом подходит для определенных, условий и температур. Поэтому при выборе лучше проконсультироваться со специалистом, который поможет подобрать идеальный вариант для конкретной ситуации.

Особенности, свойства, разновидности строительной арматуры

Строительная арматура представляет собой стальные стержни, которые в процессе строительства соединяют в каркас, способствующий созданию прочности всех элементов здания.

Это, чаще всего, вспомогательная конструкция, которая помогает распределить нагрузки, увеличить несущую способность конструкции. Применяется в строительстве железобетонных зданий и в устройстве фундамента.

Усиливает свойства бетона, не дает ему растрескаться. Обладает всеми требуемыми свойствами: прочность, пластичность, морозо- и жароустойчивость, коррозийная устойчивость.

Стальная арматура бывает горячекатаная стержневая и холоднокатаная (холоднотянутая) проволочная. Наиболее широко применима горячекатаная стержневая арматура, имеющая вид длинного стержня с гладким или периодическим профилем (другими словами, с гладкой или ребристой поверхностью).

Арматура периодического профиля пользуется большим спросом, т.к. имеет лучшее соприкосновение с бетоном. Однако периодический профиль является источником определенных концентраторов напряжений и снижает прочность стали. Поэтому, если не требуется сцепление с бетоном, используют материал с гладкой поверхностью. Стержни выпускают диаметром от 6 до 40 мм.

Стержневая арматура изготавливается из легированной стали. Это означает, что сталь для усиления прочности легируется (сплавляется) кремнием и марганцем. Иногда добавляют хром и титан.

Легирование производится путем введения в расплав дополнительных веществ, улучшающих физико-механические свойства стали. Так добиваются особой прочности металлических изделий, устойчивости к коррозии, износостойкости. При изготовлении каркаса стержни арматуры сваривают или соединяют путем вязки, при помощи вязальной проволоки.

Холоднотянутая проволочная арматура имеет диаметр от 3 до 12 мм. Изготавливается из низкоуглеродистой стали (обычная арматурная проволока: класс В-I) или из углеродистой стали (высокопрочная проволока класса В-II). Также бывают гладкие и рифленые (класс Вр-I или Вр-II). Проволоку класса В- I применяют для ненапрягаемой арматуры. Класс В-II – для напрягаемой. Высокопрочная проволочная арматура – качественный товар, однако менее востребован, нежели стальные стержни. Во-первых, стоимость проволоки выше. Во-вторых, она требует применения сверхпрочного, высококачественного бетона.

Еще одним видом арматуры являются канаты, которые скручивают из нескольких (2-19) проволок с гладкой поверхностью. Наиболее ходовые – семипроволочные, изготавливаемые путем свивки по спирали шести проволок диаметром от 1,5 до 5 мм вокруг прямолинейной центральной проволоки.

В чем разница горячекатаной и холоднокатаной стали?

Оба вида на начальном этапе изготавливаются методом горячей катки. Горячекатаный стальной лист раскраивают на части. Заготовки для холоднокатаного стального материала подвергаются травлению, а потом проходят холодную прокатку. Таким образом, они имеют более долгий процесс изготовления. По толщине не бывают больше 5мм. Однако считаются более качественными. Но и стоят дороже горячекатаных. В свою очередь горячекатаные имеют свои плюсы. Помимо более низкой стоимости, они наименее подвержены коррозии.

Как отдельный вид строительной арматуры можно выделить жесткую (несущую, монтажную) арматуру, являющуюся частью конструкции железобетона. К этому виду относится двутавр (сечение буквой «Н»), швеллер и уголок. Двутавр применяется в устройстве перекрытий и конструкций для мостов. Швеллер, имеющий П-образную форму, применяется в качестве опорных элементов, как часть железобетонной конструкции.

Существует также неметаллическая композитная арматура. Она изготавливается из стеклянных (стеклопластиковая композитная арматура), углеродных (углепластиковая)и базальтовых (базальтопластиковая) волокон и пропитывается термореактивным связующим. Композитная арматура используется для тех же целей, что и металлическая. Помимо этого, ее широко применяют в зимний период.

В это время в растворы добавляют противоморозные вещества и ускорители затвердения, которые вызывают коррозию металла. Преимущества композитной арматуры в маленьком весе, низкой теплопроводности, отличных антикоррозийных свойствах.

Недостатками являются меньшая упругость, низкая устойчивость к высоким температурам (свыше 600 °), невозможность сварки. Каждый из видов арматуры наилучшим образом подходит для определенных, условий и температур. Поэтому при выборе лучше проконсультироваться со специалистом, который поможет подобрать идеальный вариант для конкретной ситуации.

Блок газобетонный для малоэтажного строительства YTONG, U-образный, плотностью D500, ширин.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: